При работе комплектных трансформаторных подстанций (КТП) могут возникать сбои. Поломка может случиться в любом элементе системы. Часто поломка может приводить к серьезным авариям. Чтобы их предотвратить, необходимо своевременно проводить осмотр и обслуживание техники
Что может выйти из строя?
Основные составляющие КТП – это:
- силовой трансформаторный агрегат;
- токопроводящие шины для передачи электроэнергии;
- коммутационная техника для распределения тока;
- система для контроля, защитные устройства;
- приспособления для ввода и другие элементы.
Каждый узел может выйти из строя. Основной компонент – трансформатор, поэтому его поломка самая опасная. Но и другие детали способны вызывать серьезные проблемы. Так, при износе и повреждении изоляционной обмотки есть риск пожара, взрывоопасной ситуации. К авариям способны привести сбои в работе реле защиты.
Авария или инцидент?
Даже малейшие сбои в функционировании техники считаются нарушением. По степени повреждений их делят на:
- Инциденты. Он наступает, когда оборудование повреждается, выходит из строя, технологические процессы протекают в ненормальном режиме. В этих случаях нет масштабных разрушений, травм среди персонала, жителей окрестностей.
- Аварии. Если из-за сбоев в работе предприятие простаивает более 24 часов, гибнет персонал, это считается аварией. Особенно опасны ситуации, когда на вредном производстве ломаются агрегаты, рушится здание, в атмосферу попадают ядовитые вещества.
Все серьезные нарушения в работе техники расследует комиссия. Деление по категориям происходит на основании СО 153-34.20.801-00. Вот 5 причин неисправностей КТП.
Причина 1. Персонал допустил ошибки
Оборудование сконструировано так, чтобы функционировать автоматически. Оператор следит за параметрами трансформаторной подстанции (КТП) по датчикам. Сбои могут произойти по вине персонала, который плохо провел монтаж, допустил ошибки: не сделано заземление, подключил к сети неисправную технику.
Причина 2. Неправильная установка или ремонт
К этой группе причин относят плохо затянутые контакты и не отрегулированный привод коммутационного оборудования. Если не проверить контакты, то при работе КТП они перегреются, что способно спровоцировать электрическую дугу. Если она пробьет слой изоляции, возникнет пожар на подстанции.
Причина 3. Сбои в работе системы защиты
Любой тип КТП должен быть оборудован оборудование для защиты. Это требование Приказа Минэнерго №261 от 30.06.2003, все подробности указаны в Приложении 8. Если система защиты вовремя не сработает, «пропустит» короткое замыкание, то трансформатор выйдет из строя, возможно возгорание.
Причина 4. Не работает заземление
Если заземление сделать неправильно, возможно замыкание на землю. Оно особенно опасно при однофазном типе в сетях от 6 до 35 кВ. В такой ситуации на этой фазе напряжение резко падает до нуля, а на остальных линейно возрастает. Из-за резкого перенапряжения формируется электрическая дуга, от которой портится изоляция шины, плавятся кабеля.
Причина 5. Перенапряжение в сети
Перенапряжение способна спровоцировать обычная гроза, поэтому все КТП должны иметь защиту от нее. Иначе при сильном разряде испортится изоляция, произойдет пожар.
Полностью нельзя предотвратить аварии. Но при соблюдении графика ТО всех элементов подстанции, внештатные ситуации можно минимизировать.